zerkalo2

Оглавление

 

 

Энтони де Мелло

Зачем поет птица?

 

 

Ешь свои собственные фрукты.

Однажды ученик пожаловался:

- Учитель, ты рассказываешь нам много историй, но никогда не раскрываешь их истинный смысл.

И ответил Мастер:

- А что бы ты сказал, если бы тебе предложили фрукт, но перед этим его немножко пожевали?

 

Зачем поет птица?

Ученики задавали много вопросов о Боге.

И сказал Мастер:

- Бога не знает никто, познать Бога умом невозможно. Любое утверждение о Нем, любой ответ на ваши вопросы будет лишь извращением Истины.

Ученики были озадачены.

- Тогда зачем ты вообще говоришь о Нем?

- А зачем поет птица?

 

Не потому, что она хочет громко заявить о чем-то, а потому, что у нее есть песня.

Понимать необходимо слова ученого. Мастера понимать не нужно. Мастера нужно слушать, подобно тому, как слушаешь шелест ветра в кронах деревьев, шум реки, пение птиц. Слова Мастера пробуждают в глубине сердца то, что находится за пределами любого знания.

 

 

Королевский голубь.

Однажды король назначил Насреддина премьер-министром. Как-то, прогуливаясь по дворцу, Насреддин увидел королевского сокола.

Никогда раньше не приходилось ему видеть такого странного голубя. Поэтому он принес ножницы и подрезал соколу когти, клюв и крылья.

- Теперь ты выглядишь как приличная птица, - довольно сказал он. – Видимо, за тобой плохо ухаживали.

 

«Если ты не такой, как все, значит, с тобой что-то не так!»

 

 

Глупая рыбка.

-Извините, - спросила как-то маленькая рыбка у большой, - а Вы не знаете, где найти океан?

- Океан там, где ты сейчас находишься, - ответила большая рыба.

- Прямо здесь? Но ведь это просто вода. А я хочу найти именно океан, - разочарованно вздохнула рыбка и уплыла искать еще где-нибудь.

***

Он пришел к Мастеру в одеждах санньясина. Он говорил на языке санньясина: «Много лет я искал Бога. Я искал его повсюду: на вершинах гор. В бескрайних пустынях, в тишине монастырей и в жилищах бедняков».

- Ну и как, нашел? – спросил Мастер.

- Нет, не нашел. А Ты?

Что мог ответить на это Мастер? Вечернее солнце освещало комнату золотыми лучами. Стаи воробьев щебетали на смоковнице.… А этот человек сидит здесь и говорит, что не может найти Бога!

Некоторое время спустя разочарованный человек ушел прочь, чтобы поискать Бога где-нибудь еще.

 

Ничего не ищи, маленькая рыбка. Искать тебе нечего. Нужно лишь одно – смотреть.

 

 

 

Я колю дрова!

Став просветленным, один мастер дзен написал такие строки в ознаменование этого события:

- О, какое удивительное чудо:

Я колю дрова!

Ношу воду из колодца!

 

Просветление на самом деле ничего не меняет. Дерево остается деревом; люди остаются людьми. И ты будешь таким, как прежде, - вспыльчивым или уравновешенным, умным или глупым. Единственная разница заключается в том, что теперь ты смотришь на мир другими глазами. Ты смотришь на все как будто со стороны. Сердце переполняет радость от прикосновения к чуду.

Подобное восприятие свойственно детям. Их удивляет все. Они постоянно испытывают восторг. Поэтому они легко попадают в Царство Божье.

 

 

Святость настоящего момента.

Однажды Будду спросили: «Что делает человека святым?» Он ответил: «Каждый час делится на определенное количество секунд, а каждая секунда – на определенное количество долей. Тот, кто способен полностью пребывать в каждой доле секунды, и есть святой».

            Одного японского воина взяли в плен и бросили в тюрьму. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, поскольку был убежден, что утром его подвергнут пыткам. Тут он вспомнил слова своего Мастера: «Завтра не существует. Единственная реальность – это настоящее».

            Осознав это, воин тут же уснул.

Человек, освободившийся от тисков будущего, подобен птице в небе или лилии в поле: никаких переживаний о завтрашнем дне. Полное погружение в настоящее. Вот что такое святость!

 

 

Колокола храма.

На острове построили храм с тысячью колоколов. Колокола, большие и малые, были украшены лучшими мастерами мира. В сильную непогоду, когда дул ураганный ветер, звон всех колоколов сливался в единую симфонию и приводил в восторг каждого человека.

Прошло много веков, и остров погрузился в океан. С ним под воду ушли и колокола. Древняя легенда гласит, что колокола продолжали непрестанно звонить; при желании их мог слышать каждый. Воодушевленный легендой, один молодой человек отправился за тысячи миль послушать этот звон. Дни напролет он сидел на берегу океана, всматриваясь в сторону утонувшего острова, и напряженно вслушивался. Но он слышал только шум прибоя. Юноша старался не обращать на него никакого внимания, но безрезультатно: казалось, этот шум заполнил весь мир.

Так продолжалось несколько недель. Всякий раз, когда его охватывало уныние, он ходил слушать деревенских мудрецов, с благоговением вещавших о таинственной легенде. В его сердце вновь вспыхивала надежда, чтобы… снова угаснуть, после нескольких недель бесплодных попыток услышать заветный звон.

В конце концов, юноша решил отказаться от своей затеи. Возможно, ему и не суждено было услышать музыку колоколов. Возможно, это была лишь красивая легенда. В этот последний день он отправился на берег, чтобы попрощаться с океаном, с небом, ветром и кокосовыми пальмами. Он лег на песок и впервые прислушался к шуму прибоя.

Вскоре звуки моря так поглотили его, что юноша уже почти не осознавал себя: он растворился в глубокой тишине моря.

И вдруг в этой тишине он услышал колокольный звон! Нежный звон маленького колокола, а за ним еще один, и еще, и еще… пока музыка тысячи колоколов не слилась в единую гармонию, а сердце юноши не затрепетало в восторженном экстазе.

 

Хотите услышать звон колоколов? Просто слушайте море.

Хотите увидеть Бога? Просто смотрите на мир вокруг.

Слово стало плотью.

В Евангелии от святого Иоанна читаем:

            И Слово стало плотию и обитало с нами.… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Всмотритесь в темноту. Очень скоро вы увидите свет. Смотрите на окружающий вас мир – и скоро вы увидите Слово.

            И Слово стало плотию и обитало с нами…

Отбросьте эти безумные попытки вновь превратить плоть в слова. Слова, слова, слова!

 

 

Вопрос.

Спросил как-то монах:

- Откуда взялись все эти горы, реки, земля и звезды?

- Откуда взялся твой вопрос? – спросил Мастер.

 

Ищи ответ внутри себя!

 

 

Этикетки.

Жизнь – что крепкое вино. Все читают этикетку на бутылке. Мало кто пробует вино на вкус.

            Однажды Будда указал на цветок и попросил каждого из своих учеников высказаться о нем.

            Один ученик прочел лекцию о цветке. Другой рассказал о нем в стихах. Третий поведал притчу. Они превзошли, друг друга в глубине мысли и эрудированности.

Они просто читали этикетки!

            Махакашьяпа лишь улыбнулся и промолчал. Он единственный увидел цветок.

 

Если бы можно было попробовать на вкус летящую птицу, цветок, дерево, лицо человека!

Но, увы, мне некогда. Я трачу энергии на чтение этикеток.

 

 

 

Не туда смотрел.

Командующий оккупационными войсками обратился к старосте горного поселка:

- Нам известно, что вы прячете изменника. До тех пор пока вы не выдадите его нам, мы будем методично расстреливать жителей.

В деревне и в самом деле скрывался человек, невиновность которого была очевидной. Но что мог предпринять староста поселка теперь, когда на карту поставлена жизнь всех его обитателей? Несколько дней подряд искали выход из создавшегося положения, но ничего придумать так и не смогли. Тогда староста решил обратиться за помощью к священнику. Всю ночь они просидели вместе, перечитывая Святое Писание, и, наконец, нашли ответ:

«Лучше пусть умрет один, но страна будет спасена».

Утром беглеца выдали оккупантам. Его подвергли нечеловеческим пыткам. Эхо разносило крики умирающего по всей округе.

Двадцать лет спустя в деревню пришел пророк. Он сразу же направился к старосте и спросил его:

- Как ты мог так поступить? Тот человек был посланником Господа, он пришел, чтобы спасти нашу страну. А ты сдал его врагам на пытки и смерть.

- Но в чем я был неправ? – взмолился тот. – Мы со священником прочитали все Святое Писание и поступили так, как там было рекомендовано.

- В этом и заключалась твоя ошибка, - ответил пророк.- Ты смотрел в Святое Писание, а надо было смотреть в его глаза.

 

 

Одуванчики.

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только он ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти. Он написал запрос в департамент сельского хозяйства. Письмо он закончил словами: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Полюбить их было совсем не просто. Я начал разговаривать с ними каждый день. Искренне. Дружелюбно. Одуванчики зловеще молчали. Они еще не отошли от войны, которую я им объявил, и любые мои действия встречали с опаской.

Но однажды они улыбнулись. Они успокоились, и мы стали друзьями. Конечно, моя лужайка вся заросла одуванчиками. Но каким прекрасным стал мой сад!

***

Один человек стал резко терять зрение. Он боролся со своим недугом всеми известными способами. Когда стало ясно, что лекарства не помогают, он стал бороться с помощью чувств. Совсем не просто было сказать себе: «А ты полюби свою слепоту».

Поначалу его положение казалось безвыходным. Когда он начал разговаривать со своей слепотой, его речь была горькой. Но он продолжал, пока горечь не уступила место смирению, терпеливости, покорности судьбе, приятию… а однажды, к его великому изумлению… дружбе и любви. Затем наступил день, когда он обнял рукой свою слепоту и сказал: «Я люблю тебя». В этот день я опять увидел улыбку на его лице.

Конечно, зрение он потерял навсегда. Но каким прекрасным стало его лицо!

 

 

 Не  меняйся.

Я всегда был нервным. Я был беспокойным, угрюмым и эгоистичным. Мне постоянно говорили, что нужно измениться.

Я и сопротивлялся, и соглашался со всеми, и хотел измениться, но просто не мог. Как я ни старался, у меня ничего не получалось.

Больше всего меня огорчало то, что мой лучший друг был заодно со всеми и настаивал, чтобы я стал другим. Я чувствовал себя абсолютно беспомощным. Я чувствовал какую-то безысходность.

Но однажды он сказал мне: «Не меняйся. Я люблю тебя таким, какой ты есть».

Эти слова прозвучали для меня как музыка: «Не меняйся. Не меняйся! Не меняйся… Я люблю тебя таким, какой ты есть».

Я расслабился. Ко мне вернулась радость жизни. И неожиданно я изменился!

Я убежден, что не смог бы измениться, если бы не нашелся тот, кто полюбил меня таким, какой я есть. Такова ли и Твоя любовь ко мне, Господи?

 

Нас трое и вас трое.

 Когда корабль сделал однодневную остановку на далеком острове, епископ решил использовать свободное время с максимальной пользой. Прохаживаясь по морскому берегу, он повстречал трех рыбаков, чинивших свои сети. На плохом английском они рассказали ему, что много лет назад их обратили в свою веру христианские миссионеры.

- Мы христиане! – с гордостью заявили они, указывая друг на друга.

Епископ удивился. Знают ли они молитву? Вряд ли они когда-либо слышали ее.

- Что вы говорите, когда молитесь? – спросил он.

- Мы поднимаем глаза к небу и говорим: «Нас трое и вас трое помилуйте нас!»

Епископ пришел в ужас от услышанной ереси. Целый день он обучал их истинной молитве Богу. Рыбакам тяжело давалось учение, но они старались. На следующий день перед отплытием корабля епископ, наконец, услышал, что рыбаки безошибочно повторяли молитву, и очень возрадовался.

Случилось так, что несколько месяцев спустя корабль вновь проходил мимо этого острова. Идя по палубе и читая вечернюю молитву, епископ с удовлетворением вспомнил трех рыбаков, которые научились молиться благодаря его усилиям и терпению.

Вдруг со стороны востока епископ заметил луч света, который приближался к судну. Он очень удивился, когда увидел трех рыбаков, идущих по воде. Капитан приказал остановить корабль. Все подбежали к поручням, чтобы лучше видеть происходящее.

Конечно же, это были те самые рыбаки.

- Епископ, - закричали они, - мы увидели, что твой корабль проходит мимо, и поспешили встретиться с тобой.

- Что вам нужно? -  спросил охваченный благоговейным страхом священник.

- Епископ, прости нас. Мы забыли  твою прекрасную молитву. Мы говорим: «Отче наш на небесах, да святиться имя Твое, да придет царствие Твое…» А дальше не помним. Скажи нам еще раз, как правильно молиться.

Присмиревший епископ ответил:

- Идите по домам, дети мои, и молитесь, как прежде: «Нас трое и вас трое, помилуйте нас!»

 

Молитва может быть опасной.

Это любимая история суфийского Мастера Саади из Шираза:

Мой друг очень обрадовался, когда узнал, что его жена беременна. Он мечтал о сыне и молил Бога об этом в своих молитвах.

Жена родила мальчика. На радостях друг устроил пир на всю деревню.

Много лет спустя мне пришлось проезжать мимо его деревни. Я узнал, что мой друг в тюрьме.

- Что произошло? – спросил я.

- Его сын как-то напился, убил человека и скрылся. Поэтому в тюрьму бросили отца.

 

Настойчиво просить Бога исполнить наши желания и похвально, и… рискованно.

 

Немощная лиса.

Сказка арабского мистика Саади:

Однажды в лесу человек увидел лису, у которой не было ног. Ему захотелось узнать, как она могла выжить. И вдруг он увидел тигра с дичью в зубах. Тигр поел немного, а остальное отдал лисе.

На следующий день Бог вновь послал тигра кормить лису. Человек задумался о милосердии Бога и подумал: «Я тоже буду лежать в углу, и рассчитывать на милость Бога».

Целый месяц он пролежал в углу и был уже почти при смерти, когда вдруг услышал Голос: «О ты, идущий тропой ошибок и заблуждений, открой глаза и узри Истину! Бери пример с тигра, а не с лисы».

На улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: «Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?»

Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: «Я кое-что предпринял. Я создал тебя».

 

Диоген.

Диоген собрался пообедать. Его обед состоял из хлеба и чечевицы. К нему подошел другой философ, Аристипп - тот был фаворитом царя и жил безбедно.

- Научись угождать царю, и ты будешь есть не только чечевицу, - сказал Аристипп.

- Научись, есть чечевицу, и тебе не придется заискивать перед царем, - ответил Диоген.

 

  Как изменить мир.

Суфий Баязид так говорил о себе самом:

«В молодости я был революционером. В молитве я просил у Бога лишь одного: «Господи, дай мне силы изменить этот мир»».

Прожив полвека, я осознал, что за все это время мне не удалось изменить ни единой души. Поэтому я поменял свою молитву: «Господи, дай мне возможность изменить хотя бы близких мне людей – мою семью и друзей, и этого мне будет достаточно».

Сейчас, когда мои дни уже сочтены, я молюсь так: «Господи, дай мне силы изменить самого себя». Если бы я молился так с самого начала, я бы не растранжирил попусту свою жизнь.

 

Алмаз.

Как-то санньясин дошел до окраины деревни и примостился для ночлега под деревом. Вдруг к нему подбежал крестьянин и крикнул:

- Камень! Камень! Отдай мне драгоценный камень!

- какой камень? – не понял санньясин.

- вчера ночью бог Шива пришел ко мне во сне и сказал, чтобы я вышел на окраину деревни, когда начнет смеркаться, и что санньясин даст мне камень, который обогатит меня на всю жизнь.

Санньясин порылся у себя в сумке и вытащил оттуда камень.

- Наверное, Шива имел в виду вот этот, - сказал он. – Я нашел его в лесу вчера вечером. Хочешь, бери его.

Крестьянин стал с любопытством рассматривать камень. Это был самый крупный алмаз в мире, размером с голову человека.

Всю ночь крестьянин проворочался в постели, не сомкнув глаз. На рассвете он разбудил санньясина и сказал:

- Отдай мне богатство, благодаря которому ты так легко расстался с алмазом.

 

Я здесь проездом.

Один американский турист посетил знаменитого  польского раввина, которого звали Хофетц Хаим.

Турист с удивлением обнаружил, что жилище раввина состоит лишь из одной комнаты, уставленной книгами. Стол, лавка – вот и вся мебель.

- Ребе, где твоя мебель? -  удивился американец.

- А где твоя? – спросил мудрец.

- Моя? Но ведь я здесь проездом. Я здесь турист.

- И я тоже.

 

Ворона и сыр.

Сказка Бхагавата Пурана:

Однажды ворона нашла кусок сыра и решила съесть его в укромном месте. Увидев лакомство, двадцать других ворон бросились за ней в погоню и яростно напали на нее.

 

Когда ворона, наконец, выронила сыр, преследователи оставили ее в покое и с криками набросились на добычу.

- Я потеряла сыр, но получила спокойствие и мирное небо взамен, - сказала ворона.

 

Дзенский монах как-то сказал:

- Теперь, когда мой дом сгорел, я могу наслаждаться прекрасным видом ночного неба.

 

Лучше спать, чем осуждать их.

Саади из Шираза так рассказывает о себе:

Я всегда был послушным ребенком, верил в Бога и горячо молился. Однажды ночью мы с отцом молились. Коран лежал у меня на коленях.

Когда находившиеся в комнате родные стали засыпать, я сказал отцу: «Никто из этих сонь не в состоянии открыть глаза, поднять голову и произнести молитву. Можно подумать, что они все умерли».

Отец ответил: «Сынок, уж лучше спать, как они, чем осуждать их».

 

 

 

 

А ты все еще несешь ее.

Два буддийских монаха шли в монастырь. Вскоре они подошли к реке и увидели удивительно красивую женщину. Она тоже хотела перейти на другой берег, но река была глубокой. Тогда один из монахов решил помочь женщине и перенес ее через реку.

Второй монах был сильно возмущен. В течение двух часов он не переставал бранить своего спутника за то, что тот нарушил Святое правило: не прикасаться к женщине. «Разве ты забыл, что ты – монах? Ты прикоснулся к женщине! И хуже того, ты перенес ее через реку! Что скажут люди? Ты осквернил нашу веру».

Монах спокойно выслушал лекцию, а затем сказал: «Брат, я оставил женщину у реки. А ты все еще несешь ее…»

 

Арабский мистик Абу Хасан Бушанья говорит: «Не так страшен сам грех, как мысли о нем, стремление к нему. Одно дело, когда тело на мгновение испытывает наслаждение, и совсем другое, когда ум и сердце бесконечно терзаются им».

 

Порой я ловлю себя на мысли, что получаю от смакования чужих грехов больше удовольствия, чем сам грешник от своих неправедных поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz